Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/389"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава II
Итак, в шестеричном числе мы встречаем первое со-
вершенное число, совершенное в том смысле, что оно
составляется из своих (целых) частей. В других отношениях
бывают и другие совершенные числа. Шестеричное же
число, как мы заметили, совершенно в том отношении,
что составляется из своих частей, но только таких частей,
которые, если их сложить, дают в сумме то число, частями
которого они служат. Но при этом важно указать, каковы
эти части. Так, например, число три можно называть
частью не только шести, половиной которого оно является,
но и всех вообще чисел, которые больше трех. Причем
для четырех и пяти оно будет большей половиной, ибо
четыре можно разделить на три и один, а пять — на три
и два, а для семи, восьми, девяти и т. д. — меньшей;
так, семь можно разделить на три и четыре, восемь —
на три и пять, девять — на три и шесть. Но ни об
одном из этих чисел нельзя сказать, какую часть каждого
из них составляет три, за исключением только девяти, для
которого три — третья часть, как для шести — половина.
Таким образом, ни одно из названных чисел, за исклю-
чением шести и девяти, не состоит из нескольких троек,
шесть же состоит из двух, а девять — из трех троек.
Итак, число шесть, как я уже сказал, составляется из
своих сложенных вместе (целых) частей. Есть числа, сумма
частей которых больше или меньше этого числа, и лишь
у немногих эта сумма совпадает с самим числом. И первое
среди таких чисел — шесть. Так, единица не имеет
никаких частей, т. е. это — простое число. Частью двух
служит единица, причем она — половина двух; других
частей двойка не имеет. У тройки две части, но только
единица составляет третью часть, о двойке же нельзя
сказать, какую (целую) часть трех она составляет; поэтому
части тройки не могут быть названы теми частями, о
которых у нас идет речь. Далее, четыре также имеет две
части: единицу — четвертую часть, и двойку — половину;
но сумма этих частей меньше четырех. У пятерки три
части: единица, двойка и тройка, но только о единице
387