Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а человек, созданный по образу Божию, нет? Или, воз-
можно, потому, что он был еще несовершенен, ибо не
был еще помещен в раю?
Что тут сказать? Разве что Господь предвидел, что
человек согрешит и не устоит в совершенстве образа
Божия. Ибо когда сотворенное остается таким, каким оно
было сотворено, оно в отдельности хорошо, а вместе —
хорошо весьма. Ведь не напрасно же использовано слово
"весьма". И члены тела, хотя они и в отдельности хороши,
но вместе гораздо лучше. Если бы, например, мы увидели
красивый глаз отдельно от тела, то вряд ли сочли бы его
столь уж красивым. Впрочем, и то, что вследствие греха
утрачивает былую красоту, ни в коем случае не доходит
то такого (ничтожества), чтобы не быть по своему добрым
в составе целого. Человек до грехопадения был, без сом-
нения, добрым, но Писание об этом умалчивает, а говорит
скорее о том, что будет, ибо если он хорош сам по себе,
то еще лучше — в общем. Таким образом, (в Писании)
и говорится о настоящем, и предсказывается будущее.
Бог есть преблагой создатель всех природ и правосуд-
нейший промыслитель грешников; так что хотя что-нибудь
в отдельности вследствие греха и становится безобразным,
однако вселенная прекрасна и с ним. Но об этом и
многом другом речь пойдет в следующих книгах.