Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
т.е. некая разумная жизнь, приурочиваете^, с одной сто-
роны, к истине вечного созерцания, а с другой к
управлению временными предметами и, таким образом,
человек является как бы одновременно МуЖЧИНОй и жен-
щиной, ибо в первом случае ум есть сил^ совещательная,
а во втором — исполнительная; однако.^ При подобном
разграничении образом Божиим была 6bii? строго говоря,
только та сторона ума, которая имела §ы отношение к
созерцанию непреложной истины. С точкой зрения такого
представления апостол Павел называет образом и славою
Божией одного только мужа, жену же полагает славою
мужа (I Кор. XI, 7).
Итак, хотя внешне, по телу, лицамчИ разного пола
изображается то, что внутренне разумеется 0б одном уме
человека, однако и женщина, будучи жецЩИной по телу,
также обновляется в духе ума своего в познание Бога, по
образу Создавшего ее. И как от благодари обновления и
восстановления образа Божия не устраняется и женщины,
хотя их полом и обозначается нечто иное^ почему образом
и славою Божией называется один только мужчина, так
же точно и при сотворении человека Женщина, ибо и
женщина — человек, имела, конечно, ТОт же самый
разумный ум, в связи с чем и сотворенц была по образу
Божию. Но поскольку (бытописатель) х^тел подчеркнуть
единство союза (мужчины и женщины), он и сказал: "И
сотворил Бог человека по образу Своему, По образу Божию
сотворил его". А чтобы никто не подумал, что был сотворен
один только дух человека, он прибавил: "Мужчину и
женщину сотворил их", давая понять, что были сотворены
и тела. А так как кто-либо мог заподозрить> что изначально
был сотворен один человек, который заклЮчап в себе оба
пола, (бытописатель), употребив вначале единственное чис-
ло, дабы подчеркнуть единство союза, Затем употребляет
множественное: "Сотворил их. И благосл0вил их". Но как
я уже сказал, обо всем этом мы пого!Юрим подробнее
тогда, когда будем исследовать дальнейшее повествование
Писания о сотворении человека.
1 3 За к. 3645
383