Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
являлись уже сами телесные и неразумные твари, почему
и прибавляется: "И создал Бог".
Глава XXI
Но трудно объяснить, каким образов человек был
сотворен бессмертным и, в то же время, наравне с другими
животными получил в пищу и плоды древесные, и семя
трав. В самом деле, если смертным человек стал после
грехопадения, то до того в подобной пище он не нуждался.
Да и само тогдашнее тело его не могло повреждаться от
голода. И хотя сказанного: "Плодитесь и размножайтесь"
и нельзя, как кажется, исполнить иначе, кроме как путем
соития мужчины и женщины, в чем нельзя не увидеть
признака смертных тел, однако, можно сказать, что в
бессмертных телах мог быть и другой способ, заклю-
чавшийся в рождении детей от одного действия благо-
честивой любви, не связанной с тлетворной похотью, и
этот способ деторождения мог продолжаться дотоле, доколе
земля не наполнилась бы бессмертными телами, т. е.
праведным и святым народом, которого мы чаем верою
после воскресения мертвых. Но хотя так сказать и можно
(а как сказать — это уже другое дело), но никто не
осмелится прибавить к этому, что нужда в пище, восста-
навливающей тела, допустима только для смертных тел.
Глава XXII
Некоторыми высказывается и такое предположение, что
изначально был сотворен внутренний человек, тело же его
было создано позднее, когда Писание говорит: "И создал
Господь Бог человека из праха земного" (Быт. II, 7), так
что слово "сотворил" относится к духу, а "создал" — к
телу. Но при этом они упускают из виду, что мужчиной
и женщиной человек мог явиться только по телу. Ибо
хотя и высказывается весьма утонченное соображение, что
сам ум, в котором человек сотворен по образу Божию,
382