Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/383"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Вот почему, также как (при сотворении) первоначального
света, который есть сотворенный разумный свет, причаст-
ный вечной и непреложной Премудрости Божией, не
сказано: "И стало так", равно как далее не повторено:
"И создал Бог", потому что (как об этом уже было сказано
выше) в первом творении еще не имело места какое-либо
познание Слова Бога, дабы после этого познания посте-
пенно творилось то, что было создано в этом Слове, но
сам тот свет был сотворен первым, в чем должно было
явиться познание Слова Бога, которым совершалось тво-
рение, а этим познанием было обращение света от без-
образности к образующему Богу, т. е. и творение, и
образование, — между тем, об остальных тварях говорится:
"И стало так", чем указывается на познание Слова,
отражавшееся в свете, а затем говорится: "И создал Бог",
чем обозначается происхождение самого творимого рода
твари, нарекавшегося к бытию Словом Бога, — точно
также и при сотворении человека не сказано ни: "И стало
так", ни: "И создал Бог", ибо человек по самой природе
своей разумен, как и первый свет, а потому быть сотво-
ренным для него значило то же, что познавать Слово
Бога, которым он был сотворен.
В самом деле, если бы (при сотворении человека) были
сказаны эти слова, можно было бы подумать, что человек
был вначале создан в познании разумной твари, а потом
(явился) какой-то неразумной тварью; но поскольку он
сам — разумная тварь, то и образован в разумном познании.
Ибо как после греха человек обновляется в познании Бога
по образу Создавшего его, так в познании он и был
сотворен, прежде чем начал ветшать вследствие греха,
почему и должен теперь в своем познании обновляться.
Что же касается всего того, что не творилось в познании,
будучи творимо или как тела, или как неразумные души,
то сперва творилось познание о нем в разумной твари
Словом, которым оно нарекалось к бытию, о чем и
говорится: "И стало так", дабы слова эти служили ука-
занием на познание, творимое в (разумной) природе,
которая могла иметь познание в Слове Бога, а потом
381