Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/382"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Ниже нам еще не раз представится возможность под-
робно исследовать вопрос о природе человека. Теперь же,
заключая рассмотрение шестидневного творения, сделаем
общее замечание: весьма существенно, что если о других
делах (творения) говорится: "Сказал Бог: да будет", то в
этом случае читаем: "Сказал Бог: сотворим". Этим вну-
шается мысль о множественности лиц, ради Отца, Сына
и Святого Духа. Но затем говорится и о единстве Бога:
"И сотворил Бог человека". Слова эти нужно понимать
не так, что Отец (сотворил человека) по образу Сына
или, наоборот, Сын — по образу Отца. Но так как
говорится: "По образу Божию", а раньше написано: "По
образу Нашему", то этим показано, что упомянутая мно-
жественность лиц не такова, чтобы мы или называли, или
верили, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца,
Сына и Святого Духа, ради каковой Троицы сказано: "По
образу Нашему", мы принимали как одного Бога, для
чего и продолжено: "По образу Божию".
Глава XX
Нельзя обойти вниманием и то, что приведя слова:
"По образу Нашему", (бытописатель) вслед за тем при-
бавляет: "И да владычествуют они над рыбами морскими,
и над птицами небесными, и над скотом, и над всею
землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле",
давая тем понять, что образ Божий, по которому сотворен
человек, заключается в том, чем человек превосходит
неразумных животных. А это называется умом, или разумом,
или сознанием, или иным каким, более подходящим
именем. Поэтому апостол и говорит: "Обновиться духом
ума вашего" (Еф. IV, 23), и еще: "Облекшись в нового,
который обновляется в познании по образу Создавшего
его" (Кол. III, 10), недвусмысленно показывая, в каком
отношении человек сотворен по образу Божию, полагая
(этот образ) не в телесных чертах, а в некоторой доступной
нашим чувствам форме просвещенного ума.
380