Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/381"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
многоразличная польза, а потому они могли существовать
и независимо от наказания человека. Но что они начали
расти именно на полях, возделывание которых было опре-
делено человеку в качестве наказания, думаю, имело зна-
чение, как увеличение этого наказания, тогда как в других
местах они росли или как корм птиц и скотов, или для
каких-либо нужд самого человека. Впрочем, сказанные
слова можно понимать и так, что земля и раньше рождала
волчцы и терния, но не для труда человека, а в пищу
животным; для человека же, усугубляя тяготы его труда,
она начала рождать их с того времени, с какого он,
вследствие греха, начал обрабатывать землю. Причем они
продолжали расти в тех же полях, что и прежде, но теперь
уже для человека, как и сказано: "Произрастит она тебе",
т. е. для тебя, для твоего труда начнет теперь рождать
земля то, что раньше рождалось только как корм скоту.
Глава XIX
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему,
по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и
над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по
образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил
их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся
по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву
сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево,
у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет
в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным,
и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа
живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестый" (Быт. I, 26 —
31).
379