Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/380"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XVII
Возможно, кого-либо интересует и такой вопрос: если
нападение иных зверей на живых людей является для
последних или наказанием, или спасительным упражне-
нием, или полезным испытанием, или, наконец, подспуд-
ным научением, то почему некоторые животные пожирают
тела уже умерших людей? Как будто нам не все равно,
какими путями наша бездушная плоть отходит в глубокие
тайники природы, откуда в восстановленном виде она
будет извлечена дивным всемогуществом Творца! Впрочем,
благоразумные люди пусть и отсюда извлекут урок —
полагаться во всем на непреложную волю Творца, всем,
великим и малым, таинственно управляющего, у Которого
и наши волосы на голове все сочтены (Лук. XII, 7),
полагаться до такой степени, чтобы не страшиться того
или иного вида смерти, но с благочестивым мужеством
быть готовым не колеблясь принять ее в любом виде.
Глава XVIII
Иногда спрашивают также о терниях, волчцах и о
некоторых бесплодных деревьях, для чего и когда они
были сотворены, так как Бог сказал: "Да произрастит
земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое". Но
те, кто задаются подобными вопросами, незнакомы с
некоторыми правовыми терминами, в частности с тем, что
такое ususfructus. Этим словом обозначается известная
польза от того, что приносит прибыль своими плодами.
А какая явная или скрытая польза бывает от всего того,
что через корни питает собою земля-кормилица, об этом
пусть они или попробуют узнать путем наблюдений, или
расспросят о том сведущих людей.
Относительно же терний и волчцов возможен более
простой ответ, так как слова: "Терние и волчцы произрастит
она тебе" (Быт. III, 18) сказаны человеку о земле уже
после грехопадения. Но трудно утверждать, что они именно
тогда и появились из земли, ибо в их семенах заключена
378