Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
познает себя вернее, и, наконец, вечное блаженство, пос-
тыдно утраченное через наслаждение, твердо достигается
лишь путем скорби.
Глава XVI
Почему тогда, возразят нам, звери причиняют вред друг
другу, хотя они и грехов не имеют, и добродетели путем
подобного испытания не достигают? Конечно же потому,
что одни из них служат пищею других. Ибо все, пока
оно существует, имеет свою величину, свои части и свои
разряды; взятое в целом, оно вызывает у нас справедливое
одобрение, и даже когда одно переходит в другое, сохра-
няется отчасти скрытая от нас соразмерность и присущая
каждому роду красота. Глупцам этого не понять, тем, кто
стремится к совершенству, до некоторой степени доступно,
совершенным же ясно как день. И нет сомнения в том,
что всеми этими движениями в низшей твари человеку
даются спасительные примеры, дабы он видел, как много
он должен делать для духовного и вечного спасения,
превосходящего (возможности) неразумных животных; ведь
он не может не заметить, что все они, от могучих слонов
до мельчайших букашек, обороняясь или нападая делают
все, что только могут, для своего телесного и временного
благополучия, данного им в удел сообразно с их низшим
назначением; действительно, мы сплошь и рядом видим,
как одни из них ищут восстановления своего тела за счет
тел других, а другие защищают себя или обороняясь, или
обращаясь в бегство, или укрываясь в безопасное место.
Да и сама телесная боль, испытываемая животными, явля-
ется удивительной и могущественной душевной силой,
которая непостижимыми нитями связывает их в живой
союз и приводит к некоторому единству, попытка разрушить
которое вызывает у них своего рода негодование.
377