Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что, скорее, "по роду" сказано потому, что животные
явились, дабы от них рождались и преемственно удерживали
первоначальную форму другие, т. е. их потомство. Отсюда,
"по роду" — это то, в чем мыслится и сила семян, и
подобие преемников предшественникам, так как ничто не
было сотворено таким образом, чтобы суи^ствовало еди-
ножды, как имеющее исчезнуть не оставив после себя
потомства.
Почему же не сказано и о человеке: "Сотворим человека
по образу Нашему, по подобию Нашему, по роду его"?
Ведь и размножение человека — очевидный факт! Воз-
можно, потому, что Бог создал человека так, что тот,
соблюди он заповедь, не умирал бы, а потому и не
нуждался бы в преемниках; но после грехопадения он
уподобился скотам, так что сыны века сего уже рождаются
и рождают, вследствие чего и существует род человеческий.
Но что же, в таком случае, означает данное при сотворении
человека благословение: "Плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю", что достигается, конечно, только путем
рождения? Впрочем, об этом мы поговорим тогда, когда
подойдем к рассмотрению соответствующего места Писа-
ния, сейчас же только заметим, что о человеке не сказано
"по роду" потому, что он создан был сначала один, а
уже после от него была сотворена жена. Да и родов людей
не так много, как (родов) трав, деревьев, рыб, птиц, змей,
скотов и зверей, чтобы (по отношению к человеку) вы-
ражение "по роду" понимать так, что оно подразумевает
объединение целых классов сходных между собою и при-
надлежащих к одному началу семени (существ).
Глава XIII
Спрашивают также, почему только одни водные твари
сподобились, как и человек, благословения. Ибо благос-
ловил Бог и их, говоря: "Плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на
земле". Возможно, достаточно было благословить лишь
один вид животных, чтобы затем (это благословение)
374