Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/375"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
хотел этим именем обозначить каких-то особых животных,
он бы их не упомянул (впрочем, в повторении о четве-
роногих ничего не говорится). Возможно, он назвал так
оленей, диких ослов и кабанов, которые во многом похожи
на скотов, хотя и не живут вместе с человеком. Или это
(упоминание) сделано для того, чтобы иметь возможность
трижды повторить выражение "по роду", дабы этим обра-
тить наше внимание на три известные рода животных.
Затем, не исключено, что начав с четвероногих, а потом
перейдя к гадам, (бытописатель) хотел под четвероногими
обозначить четвероногих гадов, а именно: ящериц, гардунов
и т. п. Вторично употребив выражение "по роду" по
отношению к зверям, (бытописатель) мог этим подчеркнуть,
что речь идет о тех животных, чья сила заключена в зубах
и когтях. Наконец, сказав "по роду" в третий раз тогда,
когда речь шла о скотах, он выделил этим животных,
защищающихся с помощью рогов и копыт. Толкований
здесь может быть немало; мы лишь хотели дать понять,
каким образом могут быть объяснены те или иные слова,
использованные в Писании, разумеется, не случайно.
Глава XII
Ненапрасно занимает читателей и вопрос о том, с
какою целью использовано выражение "по роду"; пони-
мается ли под родом то, что род существовал раньше,
хотя в повествовании он представляется только что сот-
воренным, или же под родом следует разуметь высшие и
духовные идеи, сообразно с которыми были затем сотво-
рены (все вещи)? Но если дело обстояло именно так, то
почему же не сказано то же о свете, небе, земле и
светилах? Ибо что между ними есть такого, вечная и
неизменная идея чего не обитала бы в самой Премудрости?
Между тем, выражение "по роду" прилагается начиная с
трав и деревьев и оканчивая земными животными. Так
* В списках, цитируемых Августином, сказано: "И сказал Бог: да
произведет земля душу живую по роду ее, четвероногих, и гадов, и
зверей земных по роду их, и скот по роду его".
373