Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а слой туманный, служащий им своего рода темницей
вплоть до самого Суда. Но о падших ангела мы подробнее
поговорим в другом, более соответствующем данному пред-
мету месте, сейчас же достаточно и того, что ясно: если
эта туманная и бурная область благодаря природе воздуха,
простирающейся до самых волн и сухой* земли, может
выдерживать воздушные тела, то может, благодаря тонким
испарениям, поднимающимся от воды, выдерживать тела
и произведенных из воды птиц. Сами же эти испарения,
ночью охлаждаясь и становясь тяжелее, осаждаются в виде
росы, а в морозы — в виде белого инея.
Глава XI
"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по
роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И
стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и
скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И
увидел Бог, что это хорошо" (Быт. I, 24, 25). Теперь уже
пришло время украсить своими животными и другую часть
низшей области, часто называемой вместе со всеми своими
безднами и туманным воздухом землею, украсить именно
ту ее половину, которая, собственно, и есть земля. Роды
животных, которых по слову Божию произвела земля,
известны. Но так как скотом или зверьми нередко называют
вообще всех животных, лишенных разума, то уместно
спросить, о каких именно зверях и о каких скотах говорит
здесь (бытописатель). В самом деле, под гадами земными,
несомненно, подразумеваются змеи, и хотя змеи и могут
быть названы зверьми, но скотами — никогда. Зверьми
обычно считают львов, барсов, тигров, волков, лисиц, даже
собак, обезьян и многих других такого рода животных.
Скотом же полагают тех животных, которые используются
человеком или для работы, например, волов, лошадей и
т. п., или для получения от них шерсти или еды, например,
овец и свиней.
А кто такие четвероногие*? Хотя, за исключением змей,
все животные четвероноги, но если бы (бытописатель) не
372