Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/373"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава X
Вот почему, даже если демоны и суть воздушные
существа, так как живут и действуют в воздушной среде
и не разрушаются смертью потому, что ниже их находятся
два элемента, вода и земля, а выше — один, звездный
огонь, и потому преобладают в них элементы активные,
т. е. огонь и воздух, а не страдательные, каковые суть
вода и земля, даже если, говорю, это и так, подобное
различие (элементов) ничем не противоречит Писанию,
которое полагает происхождение птиц не из воздуха, а из
воды, т. е. средой их обитания оно определяет влагу,
правда не плотную, а тонкую, испаряющуюся в воздух и
расширяющуюся в нем, но все же — влагу.
Воздух заполняет все пространство от светозарного неба
до жидкой воды и сухой земли. Между тем, влажные
испарения проникают не все это пространство, а доходят
лишь до тех пределов, откуда воздух начинает называться
землею, согласно словам вышеприведенного псалма: "Хва-
лите Господа от земли". Верхний же слой воздуха, тихий
и безветренный, соединяется с небом, с которым он
сопределен и именем которого он называется. Если до
своего грехопадения падшие ангелы находились со своим
князем, тогда архангелом, а теперь — диаволом, в этой
области (некоторые из наших полагают, что они не были
небесными или пренебесными ангелами), то нет ничего
удивительного в том, что после своего падения они были
низринуты в ту туманную среду, где воздух насыщен
испарениями, которые по велению Бога, управляющего
всем сотворенным от высшего до низшего, производят
своими движениями ветры, молнии и громы, сгущаясь,
создают облака, сгущаясь еще больше — дождь, сгущаясь
и замерзая — снег и град и т. д.
Если же падшие ангелы до своего грехопадения были
облечены в небесные тела, то и в этом случае нет ничего
удивительного в том, что эти тела в наказание получили
воздушные свойства, дабы могли претерпевать некоторое
страдание от огня, как элемента высшей природы. Таким
образом, им дозволено занимать не верхний слой воздуха,
371