Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/372"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Таким образом, как водные животные пресмыкающи-
мися, так и птицы летающими названы, мне думается, не
напрасно; если бы даже отсутствие памяти или тупость
чувств лишали рыб права называться "душою живой", то
этого права, несомненно, нельзя отнять у птиц, пение
которых, искусное устройство гнезд и воспитание птенцов
свидетельствуют о хорошей памяти и живости чувств.
Глава IX
Небезызвестно мне и то, что некоторые философы
каждому элементу приписывали своих животных, называя
земными не только пресмыкающихся или четвероногих,
но и птиц, так как они, устав от полета, отдыхают на
земле; далее, воздушными — демонов, и, наконец, небес-
ными — богов (впрочем, и мы часто называем небесными
светила и ангелов). Те же самые философы, чтобы не
оставить ни одного из элементов без своих животных,
водам приписали рыб и водных зверей, как будто под
водою нет дна и можно наверняка доказать, что рыбы не
отдыхают и не запасаются силами на земле дна (хотя им
это приходилось бы делать реже, поскольку вода более
приспособлена для поддержки тел, нежели воздух, почему
и многие земные животные плавают, руководствуясь ин-
стинктом, и даже люди без особого труда могут научиться
плавать). А если нам станут возражать на том основании,
что у рыб нет ног, то, выходит, нет ни тюленей в воде,
ни ужей и улиток на земле, ибо первые имеют ноги, а
последние — нет, что, впрочем, ничуть не мешает им не
только отдыхать на земле, но и вовсе с нее не сходить.
Драконы же, говорят, не имея ног и отдыхают в пещерах,
и летают по воздуху; хотя что-либо узнать об этих животных
трудно, но о них сообщают сочинения как наших, так и
языческих писателей.
370