Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
воды пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят
над землею", прибавляет: "По тверди небесной", из чего
несколько яснее представляется то, что раньше казалось
темным. Ибо Писание говорит не "на тверди", как это
было в случае со светилами, а "по тверди", т. е. вблизи
небесной тверди, так как та влажная среда, где летают
птицы, сопредельна с той, где птицы уже летать не могут,
и которая относится уже к небу. Итак, птицы летают в
небе (почему их часто и называют небесными), но только
в том небе, которое вышеприведенный псалом относит к
земле.
Глава VIII
Иные полагают, что пресмыкающиеся названы не живою
душою, а "гадами душ живых"* за тупость своих чувств.
Но если бы это было так, то душою живою были бы
названы птицы. Между тем, это определение в равной
мере относится и к тем, и к другим, т. е. нужно понимать
так, что к таковым душам относятся и пресмыкающиеся,
и летающие. Правда, некоторые утверждают, что "гадами
душ живых" названы рыбы, ибо у них не наблюдается
ни памяти, ни каких-либо иных проявлений разумной
жизни. Но подобные заявления следует отнести к малому
жизненному опыту. Тем более, что многие писатели оста-
вили сообщения о том, какие удивительные вещи они
наблюдали в рыбных садках. И даже если здесь многое
преувеличено, тем не менее очевидно, что памятью рыбы
обладают. В этом я имел возможность убедиться сам: гуляя
над одним из полных рыбы Булленских ключей (я обратил
внимание, что) люди часто бросают туда всякий корм,
который рыбы подбирают, подплывая (к поверхности)
целыми стаями и часто вступая друг с другом в борьбу.
Привыкнув к подачкам, они порою долго следуют за
прохожими, чье присутствие они каким-то образом чув-
ствуют, ожидая, не бросят ли им те что-нибудь.
* У Августина сказано не: "Да произведет вода пресмыкающихся,
душу живую", а: "Да произведет вода гадов душ живых".
369