Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
держивает (тяжесть) птиц, получает живые существа не
иначе, как из воды. Ибо тела птиц носит на себе имеющаяся
в воздухе влага, в которой птицы при полете удерживаются
на крыльях так же, как рыбы держатся на своего рода
крыльях при плавании.
■0
Глава VII
Поэтому Дух Божий, который вдохновлял писателя, и
говорит, что птицы (и рыбы) произведены из воды. Их
природа занимает место в двух областях, а именно: низшее
— в зыбкой волне, а высшее — в твердом слое ветров;
первое усвоено плавающим, а второе — летающим. Так
мы видим, что животным даны два соответствующих этому
элементу чувства — обоняние для ощущения паров и вкус
для ощущения жидкостей. И если воды и ветры мы
ощущаем еще и при посредстве осязания, то это означает,
что плотное (начало) земли входит в состав всех элементов,
а особенно — воды и ветров. Вот почему в двух частях
мира воды и ветры по большей части подразумеваются
под общим именем земли, как это показывает вышеприве-
денный псалом, перечисляя все высшее с одного начала:
"Хвалите Господа с небес", а все низшее — с другого:
"Хвалите Господа от земли", причем упоминаются и бурный
ветер, и все бездны, и огонь. И хотя последний по
свойству своей природы стремится кверху, однако не может
подняться до тишины и безветрия высшей небесной об-
ласти, потому что, превозмогаемый воздухом и в него
разрешаясь, он потухает; в нашей же, более подверженной
порче и более косной области предметов он раздувается
движениями ветра для смягчения стужи, а также для
пользы и устрашения смертных.
А так как течение волн и ветров может ощущаться и
посредством осязания, которое относится к земле, то тела
водных животных, в особенности же птицы, питаются
земным, на земле отдыхают и плодятся, ибо та часть
влаги, которая поднимается в виде паров, расстилается
над землей. Поэтому Писание, сказав: "Да произведут
368