Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сывающие ощущения различным телесным элементам, сами
чувства возбуждаются через более тонкое тело душой,
которой и принадлежит сила ощущения, хотя сама душа
и бестелесна. Таким образом, движение душа начинает во
всех чувствах с тонкого (элемента) — огня, но не во всех
достигает одного и того же. Так, в зрении, при сжатой
теплоте, она достигает ее света. В слухе от теплоты огня
она спускается до прозрачнейшего воздуха. В обонянии
она переступает слой чистого воздуха и достигает среды
влажных испарений, из коих состоит наш, более грубый
воздух. Во вкусе она достигает области более плотной
влаги, а проникнув и переступив и эту среду, когда
достигает уже земной массы, возбуждает последнее чувство
— осязание.
Глава VI
Итак, природа и порядок элементов не были неизвестны
тому, кто, повествуя о творении видимых (предметов), по
своей природе обладающих внутри мира способностью
движения в элементах, говорит сначала о небесных телах,
затем о водных и, наконец, о земных животных, — говорит
так не потому, что воздух им опущен, а потому, что если
только существует слой чистейшего и совершенно спокой-
ного воздуха, где, как говорят, не могут летать птицы, то
слой этот примыкает к высшему небу и под именем неба
в Писании относится к высшей части мира, подобно тому,
как именем земли обозначается вообще все то, из чего в
нисходящей последовательности берут свое начало огонь,
град, снег, туман, бурный ветер и все бездны, и, наконец,
суша, которая называется землей уже в собственном смысле
(слова). Таким образом, верхний воздух, с одной стороны,
не опущен, раз названо небо, с другой, при творении
животных не упомянут или потому, что относится к
небесной части мира, или потому, что не имеет обитателей,
о коих теперь идет речь у бытописателя; нижний же
воздух, который поглощает поднимающиеся с моря и земли
испарения и становится плотным настолько, что вы-
367