Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/368"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава IV
Есть и такие, которые пять известных телесных чувств
связывают с четырьмя элементами следующим образом:
глаза, говорят, имеют отношение к огню, а уши — к
воздуху; обоняние и вкус они приписывают влажной
стихии, причем обоняние относят к влажным испарениям,
которыми насыщено то пространство, где летают птицы,
а вкус — к текучим и плотным жидкостям, ибо все, что
только мы ощущаем во рту, чтобы получилось вкусовое
ощущение должно соединиться с влагою рта, хотя бы
изначально и было сухим. Впрочем, огонь проникает
повсюду, обусловливая движение. С потерей теплоты и
жидкость замерзает, и тогда как остальные элементы могут
делаться горячими, огонь не может охлаждаться: он скорее
потухает совсем, чем охлаждается от соприкосновения с
чем-либо холодным. Наконец, пятое чувство, осязание,
более всего соответствует земной стихии; поэтому чувство
осязания в живом существе принадлежит всему телу,
которое состоит главным образом из земли. Говорят даже,
что нельзя ни видеть без огня, ни иметь осязания без
земли; отсюда, все элементы взаимно присущи один дру-
гому, но каждый получил свое название от того, чего
содержит в себе больше. Вот почему с потерей теплоты,
когда тело охлаждается, притупляется и чувство, так как
присущее телу вследствие теплоты движение замедляется,
т. е. ослабевает действие огня на воздух, воздуха — на
влажную (стихию), а воды — на все земное, ибо элементы
более тонкие проникают в более грубые.
Глава V
А чем что-либо в телесной природе тоньше, тем оно
ближе к природе духовной, хотя между той и другой
природами существует огромное различие, потому что
первая — тело, а последняя — нет. Отсюда, так как
способность ощущения принадлежит не телу, а через тело
— душе, то несмотря на остроумные соображения, припи-
366