Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/366"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
погибли от потопа (II Петр. III, 5, 6). Конечно, жидкая
стихия, которая настолько тогда увеличилась, что поднялась
на пятьдесят локтей выше самых высоких гор, не могла
достигнуть звезд. Но так как она заполнила все или почти
все пространство воздуха, в котором летают птицы, то в
упомянутом послании и пишется, что тогдашние небеса
погибли. Не знаю, как можно понимать это иначе, если
не так, что качество более плотного воздуха превратилось
в природу воды; в противном случае, небеса тогда не
погибли, а только поднялись выше, когда вода заняла их
место. Лучше, поэтому, согласно с авторитетом упомянутого
послания думать, что тогдашние небеса погибли и вместо
них, с уменьшением испарений, поставлены, как там
пишется, новые, чем так, что они поднялись выше и что
им уступила свое место природа верхнего неба.
Итак, при создании обитателей низшей части мира,
которая обозначается общим именем земли, необходимо
было явиться животным сперва из воды, а потом из земли,
потому что вода настолько подобна воздуху, что от ее
испарений, как доказано, воздух становится плотным,
производит ветер, сгущает облака и может поддерживать
полет птиц. Поэтому, хотя некто из светских поэтов* и
правильно сказал, что Олимп возвышается над облаками
и "на вершине его царствует тишина" (так как утверждают,
что на вершине Олимпа воздух до такой степени тонок,
что его ни облака не омрачают, ни ветер не волнует, и
что он не может поддерживать птиц и случайно под-
нявшихся туда людей движением того более плотного
ветра, к которому они привыкли в обыкновенном воздухе),
однако есть воздух и там, и из него изливается сродная
с ним по своему качеству вода, и потому во время потопа
он превратился в эту жидкую стихию. Ибо не следует
думать, чтобы было какое-нибудь пространство выше звез-
дного неба, когда воды поднимались выше самых высоких
гор.
* Lucanus, lib. II.
364