Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава I
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся,
душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди
небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по
роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел
Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях,
и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было
утро: день пятый" (Быт. I, 20 — 23).
Теперь являются твари, движимые духом жизни, и в
низшей области мира и, прежде всего, в водах, потому
что вода — элемент, ближайший к качеству воздуха, а
воздух настолько сопределен с небом, на котором находятся
светила, что и сам называется небом; не знаю только,
можно ли назвать его и твердью. Между тем, один и тот
же предмет, который мы называем небом в единственном
числе, называется и во множественном — небесами. Ибо,
хотя в настоящей книге о небе, разделяющем верхние и
нижние воды, говорится в единственном числе, однако в
псалме сказано: "Хвалите Его, небеса небес и воды,
которые превыше небес" (Пс. CXLVIII, 4). А если под
небесами небес правильно понимать звездные и как бы
верхние небеса небес воздушных и как бы нижних, то в
том же самом псалме, как видим, упоминаются и такие
(нижние) небеса. Отсюда понятно, что воздух называется
не только небом, но и небесами; подобно тому, как мы
говорим "земли", обозначая не что иное, как тот самый
предмет, который называется землею в единственном числе,
когда (земной шар) называется и "шаром земель", и
"шаром земли".
Глава II
Воздушные небеса, как читаем мы в одном из тех
посланий, которые называются каноническими, некогда
363