Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/363"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
разному счастливыми или нет и по разному умирающими?
Допустим, что и при появлении на свет у них имелись
некоторые различия, но дальнейшее различие их судеб
бывает столь велико, что уже никак не может быть
выведено на основании астрологических вычислений. Рука
младенца Иакова при его рождении оказалась держащею
за пяту старшего (брата), так что вместе они представляли
собой как бы одно тело. Их так называемые созвездия
не могли отличаться. Неужто же астролог, наблюдая эти
созвездия, смог бы по одному и тому же гороскопу сказать,
что один из братьев будет любим, а второй — нелюбим
своей матерью? Ибо, если бы он сказал что-либо иное,
то сказал бы ложь, а если бы сказал правду, то сделал
бы это отнюдь не по предсказаниям своих нелепых книг.
А если этой истории они не поверят, поскольку она
опирается на наши повествования, то разве смогут они
отменить саму природу вещей? И так как они утверждают,
что никогда не ошибаются, если точно знают час зачатия,
то пусть не сочтут за труд обратить внимание на зачатие
близнецов.
Надобно признаться, что иногда они говорят и нечто
истинное, но говорят по некоему сокровеннейшему вну-
шению, которое порой испытывает несведущий челове-
ческий ум. И так как это служит делу соблазнения людей,
то часто бывает внушением демонов, знающих кое-что
истинное в области временных предметов отчасти потому,
что они обладают или более точными чувствами, или
более тонкими телами, или более богатым жизненным
опытом; отчасти же потому, что святые ангелы по велению
Божию открывают им то, что узнают от всемогущего Бога.
Иногда эти презренные духи в виде пророчеств предска-
зывают и то, что сами они намереваются сделать. Поэтому
истинный христианин должен остерегаться как астрологов,
так и всяких прорицателей, особенно же тех, которые
говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов
его душу, они не впутали его в свое сообщество.
361