Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/362"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Но пусть эти, отпавшие от Отца, сущего на небесах,
говорят о небе, что им вздумается; нам же непристойно
тратить время на утонченные изыскания о расстояниях и
величинах звезд. Лучше будем думать так, что есть светила
большие, чем остальные, о чем сказано в Писании: "И
создал Бог два светила великие", но при этвм не равные
друг другу, ибо добавлено: "Светило большее, для управ-
ления днем, и светило меньшее, для управления ночью".
Да и наши глаза подтверждают, что эти два светила светят
ярче прочих, ибо день светел лишь благодаря солнцу, а
ночь, хотя и украшена звездами, но без луны не так
светла, как с луною.
Глава XVII
Что же касается всевозможных их разглагольствований
о влиянии звезд и мнимых опытов астрологической науки,
которые у них называются алотеХгацата, то мы должны
всемерно оберегать от них чистоту нашей веры; подобными
словопрениями они стараются ослабить в нас побуждение
молиться и в дурных, заслуживающих справедливейшего
порицания делах с нечестивой извращенностью учат скорее
обвинять Бога, творца звезд, чем человека, совершившего
проступок. Но пусть они прислушаются к тому, что говорят
их же философы, будто бы наши души по своей природе
не только подчинены небесным телам, а в том смысле,
в каком учат и они, не могущественней и земных тел,
или же пусть сами узнают, что хотя многоразличные тела
животных и растений зачинаются в одно и то же время
и в одно и то же время в бесчисленном множестве
рождаются не только в разных, но и в одних и тех же
местах, однако в своем развитии, действиях и страданиях
столь разнообразны, что, право слово, на них всех просто
не хватило бы звезд.
А что может быть нелепее, если, согласившись со
сказанным выше, они ответят, что звезды влияют на
судьбы одних только людей? А как тогда быть с близнецами,
родившимися одновременно, но живущими различно, по
360