Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/361"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XVI
Нередко спрашивают и о том, одинаковым ли светом
светят видимые нам небесные светила, т. е. солнце, луна
и звезды, и если нет, то связано ли это с разной их
удаленностью от земли. Притом насчет луны большинство
не сомневается, что свет ее слабее солнечного, поскольку
солнцем, как они утвеждают, она и освещается. О звездах
же нередко утверждают, что иные из них не только равны
солнцу, но даже больше его, а кажутся меньшими только
потому, что весьма удалены.
Что же касается нас, то скажем: как бы там ни было,
но ясно, что все светила созданы Художником-Богом;
впрочем, мы не должны уклоняться от слов, подтверж-
денных апостольским авторитетом: "Иная слава солнца,
иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится
в славе" (I Кор. XV, 41). Однако, ничем не противореча
апостолу, нам могут сказать, что звезды, действительно,
разнятся по славе, но только для глаз жителей земли, тем
более, что апостол привел эти слова, рассуждая о воскре-
сении тел; да и слава — это одно, а размеры — совсем
другое. Но тогда пусть они объяснят, каким образом сами
они приписывают солнцу такую силу, что, по их же
словам, своими лучами оно может притягивать или оттал-
кивать иные из звезд, причем звезд главных, которым они
поклоняются и предпочитают другим. Трудно поверить,
что сила его лучей могла бы управлять звездами равными
или даже большими. А если, согласно их утверждениям,
существуют звезды выше знаков (зодиака) и больше сеп-
тентрионов, которые не испытывают никакого влияния со
стороны солнца, то почему они больше почитают звезды,
проходящие через эти знаки? И почему называют их
госпожами этих знаков? И хотя они часто уверяют, что
замедления и отступления звезд зависят не от солнца, а
от других, более сокровенных причин, однако, из их же
книг ясно видно, что в своих беснованиях, которым
совратившиеся с пути истины приписывают силу судеб,
они отводят солнцу преимущественное значение.
359