Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/360"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
к совершенству. Порицания заслуживает только то мнение,
что Бог нечто создал несовершенным, а кто-то другой —
усовершенствовал.
Да и зачем морочить голову себе и другим невра-
зумительными вопросами о луне, не допытываясь, однако,
при этом, какою Господь создал землю, когда в начале
создал ее безвидной и пустой, и только на третий день
придал ей вид и устройство? И если сказанное о земле
они понимают не в смысле преемственности времени,
поскольку Бог сотворил материю одновременно с (мате-
риальными) вещами, а в смысле преемственности повес-
твования, то почему же в данном случае они упускают
из виду, что луна (при всех обстоятельствах) имеет цельное
и совершенно круглое тело, даже светя на землю в виде
серпа? Понятно, что если свет ее возрастает или умаляется,
то при этом изменяется не само светило, а то, что от
него возжигается. (Иные полагают), что у луны светится
всегда только одна половина сферы, и когда она пово-
рачивается ею к земле (а полный поворот происходит на
четырнадцатый день), ее свет возрастает; (другие считают),
что ее поверхность освещается лучами солнца, и когда
она с ним сближается, то нам виден только ее серп, когда
же находится напротив солнца, то нам виден полный круг,
т. е. нам видно все, что на ней освещено.
Есть, впрочем, и такие, которые говорят, что луна
сотворена четырнадцатидневной не потому, что должна
быть названа полною при сотворении, а потому, что Бог,
согласно Писанию, сотворил ее в начале ночи, а в начале
ночи луна бывает видна только тогда, когда она полная.
Ведь до полнолуния ее часто бывает можно увидеть и
днем, а когда она идет на убыль — появляется глубоко
заполночь. Но под началом ночи следует понимать скорее
начальствование, о чем свидетельствует и греческое apxnv,
и сообщение псалма: "Сотворил светила великие, ибо
вовек милость Его; солнце — для управления днем... луну
и звезды — для управления ночью" (Пс. CXXXV, 7—9),
так что нет надобности считать с четырнадцатого числа
и думать, что луна сотворена не в начальной фазе.
358