Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
или опять-таки круговращения солнца, но только не с
востока на восток, а те, что оно совершает, обходя
созвездия в течение трехсот шестидесяти пяти дней и
шести часов (т. е. четверти полного дня, почему раз в
четыре года прибавляется один полный день, который
римляне называют bissextum), или же более продолжи-
тельные и скрытые от нас годы, ибо, как говорят, таковые
образуются от круговращения планет.
Итак, если времена, дни и годы понимать именно
таким образом, то всякий, несомненно, согласится, что
они определяются планетами и светилами. Ибо слова: "И
для знамений, и времен, и дней, и годов" приведены так,
что неизвестно, ко всем ли планетам они относятся, или
же дни и годы относятся к солнцу, а знамения и времена
— к другим планетам.
Глава XV
Многие затевают пространные словопрения о том, какою
сотворена луна; и если бы они только препирались, а то
ведь еще и стремятся поучать! Луна, говорят, сотворена
полною, потому что неприлично было Богу создать что-либо
в звездах несовершенным в тот день, в который, как
написано, были сотворены звезды. Но если так, возражают
другие, стало быть луна создана в фазе первого, а не
четырнадцатого дня, ибо кто же начинает считать подобным
образом? Со своей стороны, я не решусь утверждать ни
того, ни другого, но твердо знаю одно: была ли луна
создана в начальной фазе, или же полной, но Богом она
была сотворена совершенной. Бог есть творец и зиждитель
природ, а все, что только каждая природа в соответствующее
время и в силу естественного развития из себя производит
и выявляет, все это в скрытом виде уже содержится в
ней, хотя и не в виде формы или массы, а в идее этой
природы. Неужто дерево, лишенное зимою плодов и лис-
тьев, мы назовем несовершенным? То же можно спросить
и о семени, в котором скрыто заключено его будущее.
Впрочем, нет ничего постыдного в том, чтобы сказать,
что Бог нечто создал несовершенным, дабы потом привести
357