Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/357"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
наиболее бурным слоем относится к земной половин^
ибо вследствие влажных испарений воздух здесь становится
плотным телом, тогда как более спокойным (верхним)
слоем, где уже нет ветров и бурь, она принадлежит небу.
А коль скоро была образована такая совокупность
телесной массы, находящаяся в том одном месте, где был
помещен мир, следовало, чтобы внутри она наполнилась
частями, которые бы свойственными каждой из них дви-
жениями перемещались с места на место. К такому порядку
не могут относиться травы и деревья, поскольку своими
корнями они прикреплены к земле, и хотя при их росте
и наблюдается движение соков, но сами они остаются
неподвижными там, где питаются и возрастают, почему и
принадлежат скорее к самой земле, чем к разряду тех
существ, которые движутся в воде и по земле.
Далее, так как образованию видимого мира посвящены
два (первые) дня, то для (образования) его движущихся
видимых частей отведены остальные три. А поскольку небо
было сотворено раньше, оно раньше должно было и
украситься такого рода частями; и вот, в четвертый день
появились светила, которые, сияя над землей, осветили
низшие области, дабы и их обитатели не остались в
темноте. А поскольку слабые тела этих существ восста-
навливают (силы) сменяющим движение покоем, то и
было устроено так, чтобы круговращение солнца создавало
смену дня и ночи, определяя время для бодрствования и
сна; впрочем, и ночь не осталась без украшения, но светом
луны и звезд поддерживает бодрость в тех людях, которым
приходится работать ночью, а также и в тех тварях, которые
не выносят солнечного света.
Глава XIV
Что же касается слов: "И для знамений, и времен, и
дней, и годов", то возникает вопрос: неужто время началось
только с четвертого дня, как будто три предыдущие мог/|И
обходиться без времени? Как можно представить, что
первые дни проходили вне времени, да и проходили ли
3S5