Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/355"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
званием земли или воды. Ибо земля и вода, даже и такие,
какими мы их сейчас наблюдаем, гораздо ближе к безоб-
разности, чем небесные тела. И поскольку все, что в
материи имело образ, исчислением дней отсчитывается от
безобразного, и из этой телесной материи, как сказано
выше, сотворено небо, вид которого сильно отличается от
вида земли, то оставшееся после этого в материи для
образования в низшей области предметов (Писание) не
сочло возможным включать в порядок сотворенных вещей
словами: "Да будет", ибо то, что осталось, уже не могло
получить такого вида, какой получило небо, но низший,
непрочный и близкий к безобразности. Итак, после произ-
несения слов: "Да соберется вода... и да явится суша",
эти две стихии получили свои, хорошо нам известные и
повсеместно наблюдаемые виды: вода — подвижный, а
земля — неподвижный; потому и сказано о первой "да
соберется", а о второй — "да явится", так как вода —
текучая, а земля — твердая и неподвижная стихия.
Глава XII
"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву,
сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду
своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду
ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по
роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер,
и было утро: день третий" (Быт. 1, 11 — 13). Тут
заслуживает внимания следующее: травы и деревья суть
творения, отличные от вида воды и земли, поэтому они
не могли остаться в этих стихиях и о них было особо
изречено Богом, чтобы они вышли из земли; словами: "И
стало так" подтверждено, что именно так и случилось, а
словами: "И увидел Бог, что это хорошо" закреплено
Божие к ним благоволение. Однако, все это произошло
в тот же день (когда произошла и земля), поскольку
своими корнями они (растения) соединены и связаны с
землею.
353