Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/354"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ших); равно и движение светил не должно мешать нам
признать неподвижность неба, если только истина убедит
нас, что оно стоит неподвижно, поскольку исследователи
установили, что если небо неподвижно, а вращаются одни
только светила, то и это вполне можно согласовать с
наблюдаемыми нами явлениями.
*■
Глава XI
"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом,
в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал
Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел
Бог, что это хорошо" (Быт. I, 9, 10). Об этом действии
Божием, в связи, впрочем, с исследованием другого пред-
мета, мы уже достаточно сказали в первой книге. Поэтому
здесь лишь вкратце заметим, что тот, кого не интересует,
когда именно был сотворен сам вид воды и земли, пусть
думает так, что в этот день было произведено только
разделение низших стихий. Кого же занимают вопросы,
почему небо и свет сотворены во дни, тогда как земля
и вода созданы вне и прежде всяких дней, и почему
первые сотворены по слову Божию: "Да будет", а последние
— по слову Божию не сотворены, а только разделены,
тот пусть с помощью здравой веры поймет то, что Писание
говорит еще до начала дней: "Земля же была безвидна и
пуста", внушая этим, какого рода земля была сотворена
Богом тогда, когда: "В начале сотворил Бог небо и землю".
Ведь именно безобразность телесной материи Писание и
обозначает вышеприведенными словами, обозначая это
общеупотребительным выражением.
Пусть, впрочем, кто-либо не слишком догадливый не
подумает, что Писание, разделяя словами материю и форму,
разделяет их и по времени, как будто бы вначале была
сотворена только материя, а уж потом, по истечении
некоторого срока, ей была придана форма. Ту и другую
Бог сотворил одновременно и произвел уже сформирован-
ную материю, и только бесформенность этой материи, как
я сказал, Писание обозначает общеупотребительным на-
352