Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/353"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
неба, которая находится над нами. Поэтому, если небо
не шар, то оно — шатер, а если — шар, то оно и шатер,
но только с каждой из сторон в отдельности. Но сказанное
о коже куда труднее примирить не только с шаром,
который может быть не более чем просто человеческой
фантазией, но и с шатром. Поэтому данное изречение я
склонен толковать аллегорически, о чем подробно написано
в тринадцатой книге моей "Исповеди". Так ли это пони-
мать, или, принимая во внимание мнение строгих рев-
нителей буквального понимания, как-либо иначе, но ясно
одно: и шатры иногда называют плоскими, и из кожи
изготовляют и мехи, и пузыри.
Глава X
Иные из братии задают вопросы даже о движении неба,
допытываясь, стоит ли оно неподвижно, или движется.
Если, говорят они, небо движется, то как оно будет
твердью? А если неподвижно, то каким образом звезды,
которые, как принято считать, на нем закреплены, совер-
шают круговое движение с востока на запад, причем
септентрионы* описывают кратчайшие круги вокруг полю-
са? Выходит, что небо, если существует другой, скрытый
от нас по другую его сторону полюс, вращается наподобие
шара, а если другого полюса нет, то — наподобие круга?
На это я отвечу, что для выяснения, так ли оно на
самом деле, людьми трудолюбивыми и с тонким умом
проведено немало исследований. У меня же на это нет
времени, равно как не должно быть его и у тех, кого мы
хотим наставить на путь истинного спасения, для пользы
их и святой нашей церкви. Пусть они твердо знают одно:
что название "твердь" отнюдь не предполагает, что небо
необходимо должно быть неподвижным (ибо твердью на-
зывается не то, что неподвижно, а то, что твердо, причем
не необходимо твердо само по себе, а как твердо поло-
женный предел, разграничивающий высшие воды от низ-
* Семь звезд Большой Медведицы, закрепленные, по предс-
тавлению древних, на небе у северного полюса.
12 3ик. 3645 351