Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему"
(Рим. XI, 34 —36). Поэтому, когда в них явилось познание
о твари, которая должна была быть создана после и
явиться в своем роде, их наставлял сам Бог.
Поэтому, когда по создании света, под которым пони-
маются получившие образование от вечного Слова духовные
твари, мы слышим при сотворении прочих тварей слова:
"И сказал Бог: да будет", то должны разуметь под этим
намерение Писания обратить наш взор к вечности Слова
Бога. А когда читаем: "И стало так", то под этим нам
следует понимать возникавшее в разумной твари познание
сущей в Слове Бога идеи о создании твари; так что эта
последняя некоторым образом сначала творилась в поз-
нании той твари, которая вследствие некоего предваряю-
щего движения в самом Слове первая узнавала о сотво-
рении. Когда же вслед за этим читаем: "И создал Бог",
то под этими словами должны понимать уже появление
самой твари в своем роде. Наконец, когда слышим: "И
увидел Бог, что это хорошо", то должны разуметь эти
слова так, что Благости Божией угодно сотворенное, —
угодно, чтобы продолжало существовать по роду своему
то, что Ей угодно было вызвать к бытию, когда Дух
Божий носился над водою.
Глава IX
Нас часто спрашивают о том, какую форму, согласно
нашим писаниям, имеет небо. Многие при этом любят
пространно рассуждать на эту тему, хотя наши авторы
благоразумно об этом молчат, поскольку эти знания бес-
полезны для блаженной жизни и, что еще хуже, (на
подобные дискуссии) уходит много драгоценного времени,
которое куда лучше было бы посвятить рассмотрению
спасительных предметов. Действительно, какое мне дело
до того, со всех ли сторон небо, подобно шару, окружает
землю, занимающую центральное место в системе мира,
или же покрывает ее с одной только верхней стороны,
как круг? Но так как речь тут идет о достоверности
349