Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/350"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
в познании разумной твари, а затем уже и в своем роде.
Отсюда, создание света сперва существовало в Слове Бога,
в совечной Отцу Премудрости, по идее Которой он затем
и был сотворен: там (в идее) он был не создан, а рожден,
здесь же он уже создан, потому что обрел форму; потому-то
Бог и сказал: "Да будет свет. И стал свет", чтобы то, что
было в Слове, явилось в действии. Между тем, устроение
неба сначала существовало в Слове Бога сообразно с
рожденной Премудростью, затем устроялось в духовной
твари, т. е. в познании ангелов согласно с сотворенною
в них мудростью, и, наконец, было создано само небо в
своем собственном роде. Таким же образом явились и
виды воды и земли, природа деревьев и трав, светила
небесные и живые твари, произведенные из воды и земли.
В самом деле, ангелы, в отличие от животных, постигают
чувственные вещи не только при помощи телесных органов
чувств: даже если они и пользуются такого рода органами,
то все равно познают с их помощью то, что уже внутренне
знают в самом Слове Бога, Которым просвещаются, чтобы
жить мудро, ибо они — суть тот свет, что был сотворен
прежде всего, если, конечно, под созданным в первый
день светом разуметь свет духовный. Поэтому, как идея,
по которой создается тварь, существует в Слове Бога
раньше создания самой твари, так же точно сперва появ-
ляется познание этой идеи в разумной твари, не омраченной
грехом, а потом уже — создание самой твари. Ибо ангелы
не усовершались, подобно нам, в приобретении мудрости,
постигая невидимое Божие через рассмотрение сотворен-
ного (Рим. I, 20), а с самого момента своего сотворения
наслаждаются святою вечностью и благоговейным созер-
цанием Слова, и отселе, взирая на сотворенное с точки
зрения того, что видят внутренне, они или одобряют
действия справедливые, или же осуждают грехи.
И нет ничего удивительного в том, что своим святым
Ангелам, получившим образование в первом создании
света, Бог показывал то, что намерен был потом сотворить.
Ибо они не знали бы разума Божия, если бы им не
открыл этого Бог. "Ибо кто познал ум Господень? Или
кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы
348