Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/35"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
в грехах всех своих предков и несут за них должные
наказания.
48. Однако тот один грех, который в месте и в условиях
столь великого счастья получил такую силу, что в одном
человеке в самом начале и, как я сказал бы, в самом
корне подвергнул осуждению весь род человеческий, этот
грех не искупается и не смывается иначе, как через
единого Ходатая Бога и человеков, Человека Христа Иисуса
(I Тим, II, 5), Который один только мог родиться так,
что не имел нужды в возрождении.
49. Крестившиеся Иоанновым крещением, которым
крестился и Он, не возрождались, но как бы подго-
товительным служением того, кто говорил: "приготовьте
путь Господу", приготовлялись к Тому, в Ком одном
только могли получить возрождение. Его крещение есть
крещение не только водою, каковым было крещение
Иоанново, но и Духом Святым, так что каждый верующий
во Христа возрождается тем Духом (Мф. III, 13; Лук. III,
4; и Марк. I, 8). Отсюда голос Отца, раздавшийся над
Крещенным: "Я ныне родил Тебя" (Ис. II, 7); он указывает
не на тот один преходящий день, в который Он крестился,
но на вечный, неизменяемый день, с целью засвидетель-
ствования, что этот человек имеет отношение к личности
Единородного (Евр. I, 5 и V, 5): ибо где день не начинается
концом вчерашнего и не кончается началом завтрашнего
дня, там он всегда — нынешний. Итак, креститься в воде
от Иоанна Он пожелал не затем, чтобы омыть какую-нибудь
скверну Свою, но чтобы засвидетельствовать великое сми-
рение. Крещение так же ничего не нашло в Нем, что бы
омыть, как смерть ничего не нашла, что наказать; и
дьявол, сраженный и побежденный не силою власти, а
истинностью правды, так как весьма несправедливо предал
Его смерти без всякой вины греха, по справедливости
отпустил через него тех, которых удерживал виной греха.
Итак, то и другое, т. е. и крещение, и смерть, было
принято ради известного разделения, не по необходимости,
заслуживающей сожаления, но милующей волей для того,
чтобы Один взял на Себя грех мира, как один послал
гРех в мир, т. е. на весь род человеческий.
33