Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VII
И все же еще остается повод спросить, почему после
слов: "И стало так", которыми указывается на совершение
действия, добавлено: "И создал Бог твердь"*? Ведь уже
самими словами: "И сказал Бог: да будет... и стало так"
дается понять, что Бог изрек это в Своем Слове и что
оно было Его Словом сотворено; таким образом, в этих
словах указывается не только Лице Отца, но и Лице Сына.
Ибо если для указания Лица Сына делается повтор словами:
"И создал Бог", то неужто в третий день Он собрал воду,
чтобы явилась суша, не через Сына? А ведь там не сказано:
"И сотворил Бог так, чтобы вода собралась", или: "И
собрал Бог воду". Да и свет, разве он не был создан
также через Сына? Но и о нем не сделано никакого
повтора. Писатель и здесь мог бы упомянуть: "И сказал
Бог: да будет свет. И стал свет. И создал Бог свет, и
увидел Бог свет, что он хорош". Но, сказав: "И сказал
Бог: да будет свет", он ничего сверх этого не прибавляет
и сразу говорит: "И стал свет", а затем немедля сообщает
о благоугодности света Богу, об отделении его от тьмы
и о наречении им имен.
Глава VIII
Что же означает этот повтор, когда речь идет о других
(творениях)? Возможно то, что в первый день, день
сотворения света, была создана духовная и разумная тварь,
т. е. все святые Ангелы и Силы, названные Богом "свет";
и бытописатель, сказав: "И стал свет", не повторил затем
слова о сотворении, поскольку разумная тварь не была
сотворена так, что сперва узнала о своем образовании, а
потом уже была образована, но в самом своем сотворении
имела об этом познание, т. е. имела его через просвещение
Истины, стремясь к Которой и обрела свою форму; тогда
как все прочие твари создаются так, что сначала являются
* В современном каноническом Синодальном издании эта вставка:
"И стало так" — отсутствует.
347