Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/345"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
что служит как бы разграничителем между водяными
парами и теми водами, которые в более сгущенном виде
разливаются по земле. Ведь и облака, как это нередко
могут наблюдать любители горных прогулок, образуются
вследствие сгущения мельчайших водяных капель; когда
же эти капли становятся более плотными, образуя большие
капли из многих маленьких, их тяжесть уже не может
более удерживаться (менее плотным) воздухом и они
устремляются вниз в виде дождя. Таким образом, взяв за
основу воздух, находящийся между влажными испарениями,
образующими облака, и расстилающимися по земле мо-
рями, он хотел показать, как может небо находиться между
водою и водою. Со своей стороны не могу не похвалить
такого рода старания, ибо высказанное мнение и вере не
противно, и легко может быть доказано с помощью
наглядных примеров.
(Таковым представляется нам это мнение даже) несмотря
на то, что (согласно с ним) свойственная элементам тяжесть
не препятствует тому, чтобы и над высшим небом были
воды, представленные в виде наимельчайших частиц, коль
скоро в виде маленьких частиц вода может быть выше
воздушного пространства. Воздух тяжелее высшего неба и
расположен ниже его, но он, несомненно, легче воды; и,
однако, упомянутым испарениям никакая тяжесть не пре-
пятствует быть выше воздуха. Таким же образом более
(как бы) тонкое испарение влаги в виде еще более мелких
капель может подниматься и выше неба. Ведь сами же
они (языческие философы) с помощью угонченнейших
аргументов доказывают, что нет ни одного настолько
маленького тельца, чтобы оно уже было неделимым, но
все может делиться до бесконечности, ибо часть каждого
тела — также тело, а каждое тело делимо. А если так,
то раз вода, раздробившись на мельчайшие капли, может
подниматься выше воздуха, который по природе тяжелее
воды, то почему она, раздробившись еще больше, не может
подняться выше наилегчайшего неба?
343