Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/344"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава III
А кто не знает, что огонь стремится занять место более
высокое, чем воздух? Так, если даже держать горящий
факел верхним концом вниз, пламя все равно будет
устремляться наверх. Но так как огонь* скоро гаснет,
поглощаемый избытком окружающего его воздуха, то и
не может проникнуть сквозь всю его высоту. Однако, как
говорят, выше воздуха находится чистый огонь — небо,
из природы которого, полагают, созданы звезды и светила,
т. е. та же природа огненного света, только шарообразно
оформленная. Но как воздух и вода, соприкасаясь с землею,
уступают ее тяжести, как, в свою очередь, воздух уступает
воде, так что находится и над землей, и над водой, точно
также, говорят, необходимо допустить, что и воздух, в
связи со своей массой, не может держаться в высочайших
небесных пространствах. Отсюда понятно, что тем более
там не может быть места воде, коль скоро и воздух,
который гораздо легче воды, не удерживается выше этого
огненного неба.
Глава IV
Соглашаясь с подобного рода соображениями, некто
предпринял похвальную попытку доказать, что есть воды
и выше неба, дабы подтвердить несомненность слов Пи-
сания на самых очевидных и наглядных примерах. Начал
он с самого простого, а именно: сослался на то, что и
воздух часто называется небом, причем не только в быту,
когда мы говорим, что небо ясное или облачное, но и в
Писаниях, когда в них говорится, например, о птицах
небесных, хотя понятно, что птицы летают в воздухе;
также и Господь, говоря об облаках, сказал: "Различать
лице неба вы умеете" (Мф. XVI, 3). А между тем, облака
мы часто видим скопляющимися в ближайшем к земле
воздухе, когда они лежат на склонах холмов и гор куда
ниже их вершин.
Доказав, что и воздух называется небом, он хотел этим
дать понять, что небо названо твердью именно потому,
342