Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
мышлениях, и, вследствие этого, нетвердой и зыбкой, а
на пророческой и евангельской проповеди, а потому креп-
кой, получающей подтверждение в крещении, почему и
сказано: "Утвердил землю на водах"; или же, если кто-либо
непременно хочет понимать это изречение буквально, то
такой имеет основание сказать, что речь идет о возвыша-
ющемся над водою острове или даже материке, а, возможно,
и о своде пещеры. Но никто не должен понимать слова:
"Утвердил землю на водах" как указание на то, что вода
— естественная подпорка для массы земли.
Глава II
А то, что воздух выше воды, хотя благодаря обширности
своего объема покрывает также и сушу, это видно из того,
что ни один сосуд, погружаемый горлышком в воду, не
наполняется водой; понятно, что природа воздуха требует
себе более высокого места. В самом деле, на первый
взгляд сосуд кажется пустым, но нетрудно убедиться, что
он наполнен воздухом; так, если мы станем погружать его
в воду горлышком вниз, то воздух, не имея возможности
выйти из него ни сверху, ни снизу (ибо снизу он под-
пирается водой), плотностью своей отталкивает воду и не
позволяет ей наполнить сосуд; далее, если мы опустим
сосуд боком, то через нижнюю часть горлышка в сосуд
будет входить вода, а через верхнюю — выходить воздух;
если же в вертикально стоящий сосуд вливать воду, воздух
поднимается наверх (и выходит) через те части (горлышка),
которые остаются свободными при вливании воды. А если
погрузить сосуд в воду с большой силой, так что с боку
ли, или сверху вода врывается в него со всех сторон
(горлышка), то воздух, устремляясь наверх, прорывает воду
с громким бульканьем: это связано с тем, что воздух,
поднимаясь к верху и давая воде доступ к низу, встречает
ее сопротивление и образует пузырьки, а лопающиеся
пузырьки (производят булькающий звук). Но бесполезно
ожидать, что в опущенный горлышком вниз сосуд нальется
вода; скорее сосуд сам опрокинется и заполнится водою.
341