Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответ-
ственны за грехи предков, не только первых людей, но
и своих, от которых сами родились. То Божеское изречение:
"воздам грехи отцов в детях" (Втор. V, 9) имеет их в
виду, конечно, прежде чем они через возрождение начинают
принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчес-
твовалось, когда говорилось чрез Иезекииля, что дети не
получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет
более той притчи: "отцы ели кислый виноград, а у детей
на зубах оскомина" (Иезек. XVIII, 2). Для того каждый
и возрождается, чтобы освободиться от всего греховного,
с чем рождается. Ибо грехи, совершаемые худой жизнью
могут быть заглажены раскаяньем, как, мы видим, бывает
даже после крещения. И не почему-либо иному установлено
возрождение, как потому, что порочно рождение; и до
того порочно, что даже рожденный в законном браке
говорит: "в беззаконие я зачат, и во грехах питала мать
моя меня во чреве" (Ис. L, 7). И не сказал: "в беззаконии",
или: "во грехе", хотя и это было бы правильно, но
предпочел сказать: "в беззаконие и во грехах". Потому
что и тот один грех, который перешел на всех людей и
настолько велик, что им извращается и необходимо под-
вергается смерти человеческая природа, и другие грехи
родителей связали бы детей ответственностью, если бы не
приходили на помощь дарованная благодать и Божие
милосердие.
47. Но о грехах прочих предков, к которым от самого
Адама вплоть до своего отца каждый подходит со своими
потомками, безошибочно решать нельзя, со всеми ли
злыми деяниями и увеличенными первоначальными прос-
тупками имеет связь каждый рождающийся, так что каждый
рождается настолько хуже, насколько позже других, или
Бог потому угрожает за грехи отцов их потомкам в третьем
или четвертом поколении (Втор. V, 9), что далее Он не
простирает гнев Свой по Своему милосердию, чтобы те,
которым не сообщается благодать возрождения не отяго-
щались бы чрезмерным бременем в своем вечном осуж-
дении, коль скоро следовало бы, что они от роду участвуют
32