Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ждений, так и от предубеждения относительно какого-либо
иного, возможно, лучшего объяснения, дабы каждый мог
по собственному разумению избрать то, что сможет понять,
а если что не сможет, пусть оставит эту честь за Писанием
Божиим, а при себе сохранит страх (Божий). Но коль
скоро слова Писания, о которых мы говорим, могут быть
изъяснены различными способами, то пусть умерят свой
пыл те, которые, надмеваясь светскими науками, на эти
слова, предназначенные для укрепления всех благочестивых
сердец, смотрят как на нечто безыскусное и грубое; таких
можно уподобить бескрылым, пресмыкающимся по земле
и способным летать не лучше лягушек, смеющимся, однако,
над гнездами птиц.
Еще опаснее заблуждения некоторых нетвердых (в вере)
наших братьев, которые, слыша, как эти нечестивцы тонко
и пространно толкуют о числах небесных тел и прочих
вещах, касающихся элементов видимого мира, превраща-
ются в ничто, предпочитая их себе и находя великими,
брезгливо обращаются к писаниям спасительнейшего бла-
гочестия и лишь едва надкусывают то, чем должны были
бы с радостью питаться, гнушаясь жесткостью хлебного
колоса и вожделея цветов шиповника. Они не имеют
досуга вкушать и видеть, "как благ Господь" (Пс. XXXIИ,
9), и не принимают (духовной) пищи даже в субботу; они
слишком ленивы, чтобы срывать колосья, как это дозволил
Господь, в субботу, чтобы затем растирать их руками,
очищать и делать пригодными в пищу (Мф. XII, 1).
Глава XXI
Но, возможно, кто-нибудь спросит: "Какие же зерна
ты очистил этим толчением своих рассуждений, какие
провеял? Ты поставил множество вопросов, но не пот-
рудился на них ответить. Дай хоть один положительный
ответ на то, что, как ты сам говоришь, может быть понято
неоднозначно". Такому я отвечу, что уже достиг того
(истинного) хлеба, от которого научился отвечать людям,
стремящимся оклеветать наши спасительные писания; итак,
337