Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
знания и очевиднейшими доводами, и жизненным опытом.
Между тем бывает крайне стыдно, опасно и даже гибельно,
когда какой-нибудь неверный едва удерживается от смеха,
слыша, как христианин, говоря о подобных предметах
якобы на основании христианских писаний, несет такой
вздор, что, как говорится, попадает пал^ем в небо. И
не то плохо, что осмеивается заблуждающийся, а то, что
в глазах людей, о спасении души которых мы неустанно
заботимся, наши писатели выглядят столь же невежест-
венными и потому ими презираются.
В самом деле, когда они замечают, что кто-либо из
христиан заблуждается относительно хорошо им известных
предметов и утверждает свое нелепое мнение, ссылаясь на
наши писания, то как же они поверят этим писаниям
относительно воскресения мертвых, надежды на вечную
жизнь и царства небесного, коль скоро у них сложилось
представление, что писания эти лгут даже в тех вопросах,
которые легко можно проверить или на опыте, или при
помощи цифр? Действительно, трудно даже представить,
сколько горя и печали доставляют благоразумным братьям
эти дерзкие невежды, когда они, застигнутые и уличенные
в нелепом и ложном мнении теми, кто не признает
авторитета наших писаний, защищая то, что сказали по
легкомысленному безрассудству, с бесстыдной ложью ссы-
лаются на эти священные книги, пытаясь оправдать ими
свои мнения или даже по памяти приводя целые изречения,
которые, как они полагают, свидетельствуют в их пользу,
тогда как на самом деле "не разумеют ни того, о чем
говорят, ни того, что утверждают" (I Тим. I, 7).
Глава XX
Принимая во внимание такого рода явления и стараясь
преградить им путь, я, насколько это было возможно,
постарался всесторонне исследовать книгу Бытия и относи-
тельно слов, которые с целью упражнения нашей мысли
были использованы неоднозначно, привел различные мне-
ния, воздерживаясь при этом как от категоричных утвер-
336