Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/336"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
образованы другие (творения), "хорошо" сказано не было.
Когда же благодаря созданию светил от дня отделилась
та ночь, которая нам известна (ночь, производимая кру-
говращением солнца над землею), после этого уже гово-
рится: "И увидел Бог, что это хорошо". Ибо эта (наша)
ночь — уже не бесформенная сущность, а, часть прост-
ранства, лишенная света; к этой ночи уже нечего прибавить
такого, что имело бы более определенную и отличную от
нее форму. Что же касается вечера и утра, то под вечерами
всех первых трех дней, пока не были созданы светила,
можно понимать окончание совершенного (творческого)
акта, а под утрами — начало нового.
Глава XVIII
Главное, однако, мы не должны забывать, — о чем
мы уже не раз говорили, — что Бог действует не во
времени, не с помощью, если так можно выразиться,
движений Своего духа или тела, как действуют ангелы и
люди, а в вечных и неизменных идеях совечного Своего
Слова и, я бы сказал, согреваниях Своего, также совечного,
Духа Святого. Ибо сказанное на греческом и латинском
языках о Духе, что Он "носился над водою", согласно со
значением близкого к еврейскому сирийского языка, на-
добно понимать (как, говорят, разъяснил один ученый
христианин — сириец) не в смысле "носился над", а —
"согревал". И понимать не в том смысле, как, например,
прогреваются опухоли теплой водою, а как согреваются
птицами яйца, когда теплота материнского тела, соединен-
ная с ее любовью, содействует образованию птенцов. Итак,
не следует трактовать изречения Божий плотским образом,
как сказанные во времени в течение каждого дня Божес-
твенных действий. Ибо сама Премудрость Божия, приняв
на Себя нашу немощность, явилась собрать под свои
крыла чад Иерусалима, "как птица собирает птенцов своих"
(Мф. XXIII, 37), не для того, чтобы мы всегда пребывали
в младенчестве, но чтобы, оставаясь на злое младенцами,
по уму были совершеннолетни (I Кор. XIV, 20).
334