Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XIV
(Но) известно, что все изменяемое образуется из чего-
либо бесформенного; вместе с тем, и католическая вера
учит, и здравый смысл подсказывает, что не могла материя
ни одной из природ произойти иначе, как от*Бога, Творца
и Виновника всяческого бытия, и образованного, и спо-
собного к образованию. Это соображение убеждает нас в
том, что на такую бесформенную материю и сделано
указание в словах, вполне доступных даже для наименее
проницательных в духовной мудрости: "В начале сотворил
Бог небо и землю", и проч. до слов: "И сказал Бог",
являющихся переходом к последовательному рассказу о
порядке образования вещей.
Глава XV
(Такое указание сделано) не потому, что неоформленная
материя по времени предшествует предметам, получившим
форму, ибо то и другое сотворено одновременно; как звук
составляет материю слова, а слова указывают на сфор-
мированный уже звук, и говорящий говорит не так, что
сперва испускает бесформенный звук, а потом как бы
вбирает его и формирует в слово, так и Творец Бог не
создал сперва бесформенную материю, а потом, пораз-
мышляв, оформил ее в ряд тех или иных природ, но
создал материю сразу уже сформированной. Но поскольку
то, из чего что-либо происходит (субстрат) если и не по
времени, то по некоторому другому началу (причинно)
существует раньше того, что из него происходит, то
Писание и разделило по времени повествования то, чего
Бог не разделил по времени творения. Ведь и мы, если
нас спросят, что произошло из чего, слова ли из звуков,
или звуки из слов, не задумываясь ответим, что слова из
звуков, хотя говорящий произносит то и другое одновре-
менно. Поэтому, хотя Бог и создал одновременно и
материю, которую он оформил, и вещи, в которые он
облек материю, но когда в Писании нужно было сказать
330