Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/329"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
создать человека, и когда свет оттуда отступил в другие
части мира, настал вечер?
Глава XI
И зачем было создано солнце "для управления днем"
(Пс. CXXXV, 8)? Разве недостаточно было одного того
света? Или этот изначальный свет освещал только высшие,
удаленные от земли страны, а потому был невидим на
земле, почему и потребовалось создание солнца? Или
потребовалось усиление света? А некто, как я слышал,
говорил даже, что словами: "Да будет свет" в создании
Творца была введена (сама) природа света, а потом, когда
речь пошла о светилах, было сделано частное указание,
что из этого света было сотворено в порядке дней, в
котором Господу угодно было все совершить; но какова
природа этого света, куда скрывался он с наступлением
вечера, так что после этого наступала ночь, — этого он
не сказал, да и нелегко, по-моему, найти этому объяснение.
Не будем же мы, в самом деле, думать, что этот свет то
угасал, чтобы пришел вечер, то вновь возжигался, чтобы
настало утро, и так продолжалось до тех пор, пока не
было сотворено солнце, т. е. до четвертого дня.
Глава XII
Но каким круговращением до сотворения солнца обес-
печивалась смена трех (первых) дней, когда природа пер-
восозданного света, — если, конечно, под этим светом
мы будем разуметь свет телесный, — оставалась не-
подвижной? Или, возможно, кто-нибудь скажет, что тьмою
Бог назвал земную и водную массу до ее разделения,
совершенного, как написано, в третий день, — назвал
потому, что в силу сверхплотной телесности (этой массы)
ее не мог проникать свет, либо же потому, что неосве-
щенная ее сторона находилась в глубокой тени? Если же
эта тень соответственно гигантской массе тела была столь
327