Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/327"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
была просвещена Им, произошло то, о чем сказано: "И
стал свет".
Глава X
Но кто-нибудь обязательно спросит: так ли все и
произошло вне времени, как вне времени было сказано,
ибо к Слову, совечному Отцу, время неприложимо? По-
нятно, что подобное понимание недопустимо, поскольку
в Писании после сотворения света и отделения его от
тьмы ясно сказано: "И был вечер, и было утро: день
один". Отсюда видно, что это действие Божие было
совершено в течение дня, по окончании которого, под
вечер, наступило то, что служит началом ночи, а по
окончании ночи исполнился целый день, так что наступило
утро уже следующего дня, в который Бог произвел сле-
дующее (Свое творение).
Но если слова: "Да будет свет" Бог изрек вне времени
(мгновенно) в вечном разуме Своего Слова, то вызывает
недоумение, почему свет сотворялся столь медленно, что
это потребовало целый день. Или, возможно, свет также
был сотворен мгновенно, но потребовалось время, чтобы
отделить его от тьмы? Но и это странно, поскольку
отделение света от тьмы явно было частью того действия,
которым Бог создал свет: ведь никак не могло быть света,
если он не был отделен от тьмы.
И еще: как долго могло совершаться наименование
света и тьмы, когда "назвал Бог свет днем, а тьму ночью"?
Ясно, что если бы это даже было сказано голосом (т. е.
потребовало бы некоторого отрезка времени для произ-
несения вслух), то вряд ли заняло бы больше времени,
чем занимает у нас произнесение такого рода фразы; разве
что кому-либо в голову взбредет столь безумная мысль,
что, дескать, Бог столь велик, что вполне мог произносить
эту фразу целый день. Притом не следует забывать, что
Бог назвал день и ночь не вслух, голосом, а совечным
Себе Словом, т. е. внутренними и вечными идеями не-
преложной Премудрости. В противном случае опять воз-
никли бы вопросы: на каком языке это было произнесено
325