Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
над водою", было естественно указать сперва нечто, уже
начавшее (существовать), над чем бы Он носился; носился,
конечно, не в смысле перемещений в пространстве, а
своим превосходящим могуществом.
Глава VIII
Вот почему еще тогда, когда вещи получали в этом
начале свое совершенство и свою форму, видел Бог, "что
это хорошо", ибо создаваемое было угодно Ему в силу
того благоволения, по которому Ему было угодно, чтобы
оно получило бытие. В самом деле, побуждение, по
которому Бог любит Свое творение, двояко: с одной
стороны, (Он желает), чтобы оно обрело бытие, с другой
— чтобы существовало. Поэтому, чтобы обрело бытие то,
что должно существовать, "Дух Божий носился над водою",
а чтобы оно существовало, "увидел Бог, что это хорошо".
И что сказано о свете, то же сказано потом и обо всех
(родах творения). Ибо одни из них, превосходя всякое
непостоянство времени, пребывают в полнейшей святости
с Богом, другие же (достигают этого) по мере отведенного
им времени, пока путем смены и преемственности вещей
сплетается красота веков.
Глава IX
Но слова: "Да будет свет. И стал свет", — сказаны
ли они Богом в какой-нибудь день, или прежде всякого
дня? Ибо если Он изрек их в совечном Себе Слове, то
изрек, конечно, вне времени; если же сие было сказано
во времени, то уже не в совечном Слове, а через какую-
нибудь временную тварь, а раз была тварь, то свет не
был первым творением. Да и то, что "в начале Бог
сотворил небо и землю", дает основания думать, что это
произошло прежде всякого дня, и под небом следует
понимать духовную, уже созданную и оформленную тварь,
причем речь идет о некоем высшем небе, поскольку твердь,
323