Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/324"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава VI
Таким образом, как в самом начале творения, названного
именем неба и земли ради того, что должно было из него
совершиться, указывается творческая Троица (ибо в словах
Писания: "В начале сотворил Бог небо и» землю" под
именем Бога мы разумеем Отца, под именем начала —
Сына, Который есть начало не для Отца, а для созданной
через Него изначальной и наилучшей духовной, а потом
и всей вообще твари; наконец, в словах Писания: "Дух
Божий носился над водою" мы видим восполнение Трои-
цы), так же точно и в дальнейшем течении и в совер-
шенствовании творения, при появлении отдельных видов
вещей, мы должны видеть указание на ту же Троицу, а
именно — на Слово Божие и Родителя Слова, когда
говорится: "Сказал Бог", и на святую Благость, в которой
Богу угодно все, что только угодно Ему, как совершенное
по степени своей природы, когда говорится: "И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош".
Глава VII
Но почему сперва упоминается тварь, причем еще
несовершенная, и только потом — Дух Божий, так как
в Писании читаем: "Земля же была безвидна и пуста, и
тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт.
I, 2)? Не потому ли, что ограниченная и недостаточная
любовь любит так, что подчиняется тому, кого любит;
поэтому, когда упоминается Дух Божий, Который есть
святое благоволение и любовь Божия, говорится, что Он
носился над водою, дабы мы не подумали, что Бог Свои
будущие творения любит скорее из-за нужды в них, нежели
вследствие полноты Своего к ним благоволения. Памятуя
об этом, апостол говорит о любви, что он покажет "путь
еще превосходнейший" (I Кор. XII, 31); и в другом месте:
"Уразуметь превосходящую разумение любовь Христову"
(Еф. Ill, 19). Поэтому, когда нужно было внушить такую
мысль о Духе Божием, которую и передают слова "носился
322