Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
зумно и злополучно, что и составляет ее бесформенность;
напротив, форму она получает тогда, когда обращается к
неизменному свету Премудрости, Слову Божию. Она от
Него получает бытие, чтобы просто быть и жить, к Нему
же обращается, чтобы жить мудро и блаженно. Ибо начало
разумной твари есть вечная Премудрость; каковое начало,
пребывая неизменным в самом себе, никогда не перестает
сокровенным вдохновением призыва говорить с той тварью,
для которой оно служит началом, чтобы она обращалась
к Тому, от Кого происходит, потому что в противном
случае она не может быть оформленной и совершенной.
Поэтому-то на вопрос, кто Он, Господь отвечает: "От
начала Сущий" (Иоан. VIII, 25).
Но что говорит Сын, то говорит Отец, потому что
когда говорит Отец, изрекается Слово, Которое и есть
Сын, — Сын вечным образом (если только нужно делать
это уточнение, так как Бог изрекает совечное Слово). Ибо
Богу присуща высочайшая Благость и святая и праведная
Любовь к своим тварям, проистекающая не вследствие
того, что Он в них нуждается, а вследствие Его к ним
благоволения. По этой-то причине, прежде чем сообщить:
"И сказал Бог: да будет свет", Писание говорит: "Дух
Божий носился над водою". Хотел ли здесь (бытописатель)
именем воды назвать всю телесную материю, чтобы таким
образом дать нам понять, откуда произошло и образовалось
все, что мы можем распознать теперь в его родах, назвав
(эту материю) водой потому, что на земле, как это мы
видим, все в своих разнообразных видах образуется и
возрастает из влажной природы; или же — некоторую
духовную жизнь, как бы расплывающуюся до (обретения)
формы своего последующего бытия: во всяком случае
носился тогда Дух Божий, потому что именно от благого
изволения Творца зависело все, что только должно было
получить форму и совершенство, так что когда Бог в
Своем Слове сказал: "Да будет свет", создаваемое, смотря
по степени своего рода, оставалось в Его благой воле, то
есть благоволении; потому, конечно, оно и было угодно
Богу, как говорит Писание: "И увидел Бог свет, что он
хорош".
321