Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/322"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
к тому, что истинно и всегда существует, т. е. к Творцу
своей сущности, получает форму и делается совершенным
творением, так что в словах Писания: "И сказал Бог: да
будет" мы должны разуметь бестелесное речение Бога в
природе совечного Ему Слова, призывающего к Себе
несовершенство твари, чтобы она была не бесформенной,
но получала форму по тем своим отдельным видам, о
которых затем подробно говорится по порядку.
В этом обращении и формировании она, становясь
согласной в своем роде с Богом Словом, т. е. всегда
присущим Отцу Сыном Божиим, исполняется подобия и
сущности равной той, по которой Он и Отец — одно
(Иоан. X, 30); напротив, бывает несогласной с этой формой
Слова, если, отвращаясь от Творца, остается бесформенной
и несовершенной. По этой причине и упоминание о Сыне
делается не потому, что Он — Слово, а только потому,
что Он — Начало, когда говорится: "В начале сотворил
Бог небо и землю", ибо в этих словах указывается проис-
хождение твари еще в бесформенности несовершенства; а
что Он суть Слово, о том упоминается в словах: "И сказал
Бог: да будет", так что тем, что Он — Начало, внушается
мысль о происхождении существующей от Него, еще
несовершенной твари, а тем, что Он — Слово, дается
мысль о совершенстве твари, к Нему призванной, чтобы
она получала форму, прилепляясь к Творцу и в своем
роде уподобляясь форме, вечно и неизменно присущей
Отцу, от Которого и она становится тем, что Он.
Глава V
Ибо Слово-Сын не имеет бесформенной жизни: для
Него не только быть то же, что и жить, но и жить то
же, что жить премудро и блаженно. Напротив, тварь, хотя
бы даже и духовная, мыслящая или разумная, которая,
по-видимому, наиболее близка к Слову, может иметь жизнь
бесформенную; потому что быть для нее не то же, что
жить, и жить не то же, что жить мудро и блаженно. Ведь,
отвращаясь от неизменной Премудрости, она живет нера-
320