Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/320"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
свет"? Да и первое ли творение свет, когда v>Ke сказано
было: "В начале сотворил Бог небо и зем^ку' или если
при посредстве небесной твари мог телесным и изменяемым
образом раздаться голос, которым сказано: "Да буДет свет"?
А если так, то создан был телесный свет, который мы
видим телесными глазами, когда Бог через духовную тварь,
уже созданную Им в то время, когда Он в начале сотворил
небо и землю, сказал: "Да будет свет" так, как слова эти
могли быть сказаны по действию свыше через внутреннее
и сокровенное движение духовной твари.
Или, возможно, голос Бога, говорящего: "Да будет свет"
звучал телесно, равно как телесно же звучал и голос Бога,
говорящего: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный" (Мф.
III, 17), т. е. через телесную тварь, которую Бог сотворил
в то время, когда в начале Он сотворил небо и землю,
прежде чем явился свет, созданный звуком этого голоса?
А если так, то на каком языке звучал голос, когда Бог
говорил это? Ведь тогда еще не было различия языков,
которое явилось впоследствии при постройке башни после
потопа (Быт. XI, 7). Что же это был за единый и
неразделенный язык, на котором Бог сказал: "Да будет
свет", и кто был тот, кто должен был слышать и понимать
его и для кого предназначался подобный голос? Не будет
ли такое рассуждение и гадание нелепым и плотским?
Что же мы скажем? Разве что примем за голос Божий
то, что дается понять звуком голоса, когда говорится: "Да
будет свет", а не сам телесный звук? Но применимо ли
это к природе того Слова, о Котором сказано: "В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"
(Иоан. I, 1)? Ибо когда о Нем говорится: "Все чрез Него
начало быть" (Иоан. I, 3), то тем достаточно ясно ука-
зывается и на сотворение Им света, когда Бог сказал: "Да
будет свет". А если так, то изречение Бога: "Да будет
свет" вечно, потому что Слово Божие — Бог у Бога,
единственный Сын Божий, совечный Отцу, хотя Богом,
говорящим в сем вечном Слове, и создана временная
тварь. Ибо хотя мы говорим "когда" или "некогда", и
эти слова обычно обозначают время, однако раз что-нибудь
должно быть, оно вечно в Слове Божием и бывает тогда,
318