Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/316"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
в понимании которого Слово стало плотью, — (это
служение) может быть точно познано только тогда, когда
Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока
Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а
после явится для созерцания лицем к лицу, когда приидет
Жизнь наша, и мы явимся с Ним во сла^е.
Но не следует думать, что человек, еще ведущий эту
смертную жизнь, рассеяв туманы телесных и чувственных
образов может овладеть яснейшим светом неизменной
истины и прильнуть к ней умом, отрешенным от привычек
настоящей жизни. Нет, нужно довериться высшему и
правдивейшему авторитету, говорящему, что пока мы в
теле, мы удалены от Господа, и ходим верою, а не
созерцанием (II Кор. V, 7). И человек, твердо стоящий
в вере, надежде и любви, таким образом достигает созер-
цания через залог, принятый им от Духа Святого, Который
наставит нас на всякую истину, когда Бог, воздвигший
Иисуса Христа из мертвых, оживотворит и наши смертные
тела через обитающего в нас Духа Его.
Но прежде чем оживотворится то, что мертво по причине
греха, тленно и отягчает душу, прежде чем с Божией
помощью выйдем из этого окутавшего всю землю тумана,
из этого плотского мрака, наше виденье, как бы подав-
ленное ярким блеском, возвращается к своей немощи,
сохраняя стремление вновь возрастать, но не имея той
чистоты, с помощью которой можно было бы укрепиться.
И чем больше кто-либо способен к этому, тем большим
он и является, и наоборот. Если же ум еще не испытал
ничего подобного, хотя в нем благодаря вере обитает
Христос, то он должен усиленно искать (этого) посредством
уменьшения и прекращения похотей этого мира, с помощью
нравственной деятельности, ходя (в мире) в сопровождении
трех евангелистов с Ходатаем Христом, должен твердо
держаться Того, Который, будучи Сыном Божиим, ради
нас сделался сыном человеческим, чтобы вечная сила Его
и Божество, снизойдя к нашей немощи и смертности, из
нашего существа создало нам жизнь в Себе и для Себя.
Чтобы не грешить, пусть такой человек подчиняется цар-
ствующему над нами Христу; а если он случайно согрешит,
314