Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/315"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
где Он сказал, что видевшие Его видели и Отца, и еще
много говорил о Духе Утешителе, и о Своей славе у Отца
прежде бытия мира, и что Он объединил нас в Себе так,
как едины Он Сам и Отец (Иоан. XIII — XVII). Еще
многое, дивное и вдохновенное говорил Он, но дано ли
нам должным образом рассуждать обо всем этом? И стоит
ли искать здесь что-либо, что могло бы быть отнесено к
другому месту?
Мы искренне желаем всем ревнителям слова Божия и
священной истины поверить в то, что и Иоанн, как и
три прочих евангелиста, является провозвестником и про-
поведником Иисуса Христа, равно как и другие апостолы,
которые, правда, не оставили Евангелий, однако исполнили
свой долг тем, что их распространяли. Тем не менее
Иоанн, с первых строк своей книги устремляясь к самому
возвышенному во Христе, очень редко бывал на земле
вместе с остальными (евангелистами), а именно: сперва
около Иордана, приводя свидетельство Иоанна Крестителя;
затем у моря Тивериадского, в связи с чудом с пятью
хлебами и хождению по водам; в третий раз в Вифании,
когда речь шла об умащении маслом; наконец, начиная
с вечери, он со всеми повествует о страстях и воскресении
Господнем. Но и здесь он куда возвышенней и пространней
других говорит о речах Господа, приводит слова Иисуса,
поразившие Пилата, о том, что царство Его не от мира
сего; далее, (по словам Иоанна) Господь, воскреснув,
уклонился от Марии, сказав: "Не прикасайся ко Мне,
ибо Я еще не восшел к Отцу Моему" (Иоан. XX, 17), а
дуновением на учеников Он даровал им Духа Святого,
чтобы мы не думали, что сей Дух, единосущный с Троицей,
есть только Дух Отца, а не Дух Сына.
20. Наконец, вручая овец своих любящему и трижды
исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот
же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия
(Иоан. XXI, 15 — 25), чем, по моему мнению, Он научил
нас высокому таинству, а именно: что само евангельское
служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова,
где умственному взору предстает единство и неизменяемость
Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека,
313